Инновационная деятельность

Информационная карта инновационной деятельности
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 1» г. Покров
ТЕМА
«Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста на основе использования культурных практик»
Разработчики программы
Пышкова Светлана Стасисовна, заведующий МБДОУ «Детский сад № 1» г. Покров
Сидорова Алена Алексеевна, доцент кафедры дошкольного образования ВИРО им.Л.И. Новиковой

Исполнители РИП
МБДОУ «Детский сад № 1» г. Покров

Научный консультант
Сидорова А.А.., доцент кафедры дошкольного образования ВИРО им.Л.И. Новиковой
Актуальность темы 
Необходимость создания целостной системы формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста через освоение ими  различных культурных практик объясняется рядом причин:
  • Анализ современных  нормативно-правовых документов  свидетельствует о приоритетном характере задач, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей, о необходимости создания условий «формирования основ безопасного поведения в быту, социуме и природе» (ФГОС ДО п.2.6).
  • Используемое в современном детском саду программно-методическое обеспечение в большей степени было разработано до введения ФГОС дошкольного образования и не в полной мере соответствует основным положениям стандарта. Как правило, в данных пособиях предусмотрена высокая содержательность представлений детей дошкольного возраста о правилах безопасности, но недостаточно внимания уделяется созданию условий для формирования  у ребенка навыков безопасного (адекватного) поведения в различных неожиданных ситуациях.
  • Анализ содержательного аспекта программ и методических разработок позволяет говорить о  недостаточном объеме направлений. Так не затронуты вопросы профилактики детского дворового травматизма, недостаточно определено содержание доступных знаний и умений обеспечения безопасности в бытовых ситуациях. Отсутствуют разделы, посвященные информационной безопасности, угрозе терроризма и т.п. (деятельность по данной  тематике  носит разрозненный характер и не включена в систему образовательной деятельности). Отсутствует современный диагностический механизм (критерии и уровни овладения не только содержанием, но и формирование практических навыков, осознанного отношения к собственной безопасности; методы сбора и  анализа информации и т.п..).
  • Недостаточная разработанность форм взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих формированию субъектной позиции родителей в вопросах обеспечения безопасности  детей.
Идея инновационной программы
Процесс формирования основ безопасного поведения  ребенка дошкольного возраста в современных условиях будет осуществляться более эффективно, если будет разработана целостная система, при которой безопасное поведение ребенка дошкольного возраста станет его культурной практикой.
В данном контексте культурные практики ребенка «выполняют  роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности» (Н.Б. Крылова). Таким образом «культурные практики» – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего–либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор.
Научно-методическое обоснование
Существенное значение в концептуальном плане для реализации программы РИП имеют следующие теоретические положения:
·         Концепции социализации личности ребенка (Л.С.Выготский, Н.Ф.Голованова, А.В.Мудрик, Д.И. Фельдштейн, С.А.Козлова);
·         Исследования роли культуры как методологической основы воспитательного процесса (Е.В.Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, Н.Е.Щуркова, Е. Л. Ямбург);
·         Исследования роли активности и деятельности в становлении и развитии личности (К.А.Абульханова-Славская, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн);
·         Социологические, психологические, педагогические исследования сущности социальной активности личности (А.Г.Асмолов, Г.М.Андреева, Е.А.Ануфриев, В.Г.Мордкович);
·         Концепция гуманного, личностно-ориентированного педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Н.Е.Щуркова, Е.В.Бондаревская, Л.М.Кларина);
·         Концепция развития ребенка как субъекта детских видов деятельности (А.Г.Гогоберидзе, М.В. Крулехт, О.В.Дыбина, Т.И.Бабаева, О.В.Солнцева);
·         Концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (Новоселова С.Л., В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев).
Практическая значимость
Предложенная система:
  • позволит разработать в соответствии с представленными выше концептуальными идеями  и положениями ФГОС ДО (п.2.11.2)  часть Программы ДОО, формируемой участниками образовательных отношений;
  • позволит выявить и включить в образовательный процесс эффективные культурные практики, способствующие формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста в современном мире;
  •  расширит представления педагогов и родителей по вопросам формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста на основе использования культурных практик;
  •  позволит разработать конкретные предложения по оптимизации процесса формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Цель инновационной деятельности
Создание целостной системы формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста через освоение ими  различных культурных практик.
Задачи
    1. Выявить и апробировать наиболее эффективные  культурные практики способствующие формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
  2. Организовать работу по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста на основе культурных практик.
   3. Разработать и апробировать систему  формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста на основе культурных практик.        
   4. Разработать диагностический инструментарий, определяющий основные критерии эффективности системы  организационно-педагогических условий формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Оценка результативности РИП






















Главными критериями результативности инновационной деятельности являются такие целевые ориентиры (ФГОС ДО п.4.6): «обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения»,  показателями которых выступают:
1.      Индивидуальный прогресс в развитии ребенка, отражающий компетентность ребенка в вопросах безопасности жизнедеятельности
2.      Снижение показателей дорожных происшествий, несчастных случаев, бытового травматизма и т.п. с участием детей.
3.      Наличие в ДОО системы формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста на основе использования культурных практик по следующим направлениям:
·         Программно-методическое обеспечение деятельности образовательной организации по вопросам формирования основ безопасного поведения.
·         Система сотрудничества с семьями воспитанников по  вопросам формирования основ безопасного поведения (по направлениям: педагогический мониторинг, педагогическая поддержка, педагогическое образование, педагогическое партнерство).
·         Диагностическое обеспечение оценки эффективности формирования основ безопасного поведения (критерии и уровни овладения не только содержанием, но и формирование практических навыков, осознанного отношения к собственной безопасности; методы сбора и  анализа информации и т.п.).
·         Система работы по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста на основе культурных практик.
В качестве диагностических методик изучения  могут быть использованы:
  • «Индивидуальный профиль социального развития ребенка» (методика педагогического наблюдения Г.А. Урунтаевой);
  • «Методика исследования социального интеллекта»  (Дж. Гилфорд, М. Салливен);
  • «Нормативные карты возрастного развития дошкольников» (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов);
  • «Карта динамики индивидуального развития ребенка» (Свирская Л.В.).
Этапы и сроки РИП
Организация инновационной деятельности предполагает три этапа.
На первом организационно-диагностическом этапе (2017-2018 гг.) должны быть проанализированы: нормативно-правовая база, культурологическая, историческая, психолого-педагогическая, социологическая, методическая литература по теме исследования; изучены подходы к формированию  основ  безопасного поведения  на основе культурных практик в современных условиях; разработаны критерии  эффективности системы  по формированию основ безопасного поведения; разработаны документы по научно-методическому обеспечению инновационной деятельности ДОО.
Индикаторами успешности первого этапа могут быть:

  •  создание теоретико-методической базы, обеспечивающей реализацию инновационной деятельности;
  •  определено содержание и направления, обеспечивающие формирование безопасного поведения в современных условиях;
  •  описаны культурные практики, способствующие формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста;
  • наличие разработанного диагностического инструментария по теме работы;
  •  наличие пакета документов по научно-методическому обеспечению инновационной деятельности ДОО.
На втором опытно-экспериментальном этапе (2019-2021 гг.) необходимо
организовать работу по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста на основе культурных практик (проведение практических семинаров, педагогических чтений, публичных слушаний по теме инновационной деятельности); разработать и апробировать систему  формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Индикаторами успешности второго этапа могут быть:
·         наличие  программы методического сопровождения по формированию основ безопасного поведения;
·         наличие программно-методического  обеспечения деятельности образовательной организации по вопросам формирования основ безопасного поведения «Безопасность современного ребенка»;
·         наличие модели социального партнерства ДОО с социальными институтами по вопросам обеспечения безопасности дошкольников;
·         наличие программы сотрудничества с семьями воспитанников по  вопросам формирования основ безопасного поведения;
·         наличие публикаций методических материалов из опыта работы по теме инновационной деятельности.
На третьем обобщающем этапе (2021-2022 гг.) должны быть обобщены и оформлены полученные результаты инновационной работы, внесены необходимые коррективы, изданы методические пособия, проведены семинары, подводящие итоги инновационной работы.
Индикаторами успешности третьего этапа могут быть:
·         созданная и успешно функционирующая в ДОО система формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста через включенность в различные культурные практики;
·         компетентность ребенка в вопросах безопасности жизнедеятельности;
·         снижение показателей дорожных происшествий, несчастных случаев, бытового травматизма и т.п. с участием детей;
·         сформированная профессиональная компетентность педагогов в вопросах формирования;
·         наличие публикаций, обобщенного опыта работы,  отражающих результаты инновационной деятельности.
Состав участников инновационной деятельности
Педагогический коллектив ДОУ
Воспитанники ДОУ
Семьи воспитанников
Социальные партнеры
Форма представления результатов инновационной деятельности для массовой практики
Публикации тезисов, докладов, научно-методических статей по вопросам:
·         исследования ключевых проблем формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в современном мире;
·         культурных практик, способствующих формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Публикации методических рекомендаций по основным позициям создания системы:
·         программно-методическое обеспечение деятельности образовательной организации по вопросам формирования основ безопасного поведения;
·         система сотрудничества с семьями воспитанников по  вопросам формирования основ безопасного поведения;
·         диагностическое обеспечение оценки эффективности формирования основ безопасного поведения (критерии и уровни овладения не только содержанием, но и формирование практических навыков, осознанного отношения к собственной безопасности; методы сбора и  анализа информации и т.п.);
·         система работы по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста на основе культурных практик.
Обобщение результатов РИП и представление опыта работы педагогов в инновационном режиме в банк данных передового педагогического опыта.


  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Учим правила движения!

 В нашем детском саду разработана система профилактики дорожно -транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожной азбуки,...