Информационная
карта инновационной
деятельности
муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 1» г. Покров
ТЕМА
|
«Формирование основ безопасного
поведения у детей дошкольного возраста на основе использования культурных
практик»
|
Разработчики программы
|
Пышкова Светлана
Стасисовна, заведующий МБДОУ «Детский сад № 1» г. Покров
Сидорова Алена Алексеевна, доцент кафедры дошкольного
образования ВИРО им.Л.И. Новиковой
|
Исполнители РИП
|
МБДОУ «Детский сад № 1» г. Покров
|
Сидорова А.А.., доцент кафедры
дошкольного образования ВИРО им.Л.И.
Новиковой
|
|
Актуальность темы
|
Необходимость создания целостной
системы формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста
через освоение ими различных культурных
практик объясняется рядом причин:
|
Идея инновационной программы
|
Процесс формирования основ безопасного
поведения ребенка дошкольного возраста
в современных условиях будет осуществляться более эффективно, если будет
разработана целостная система, при которой безопасное поведение ребенка
дошкольного возраста станет его культурной практикой.
В данном контексте культурные практики
ребенка «выполняют роль стержня,
позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его
жизнедеятельности» (Н.Б. Крылова). Таким образом «культурные практики» –
понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения,
восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего–либо в своей
жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов
ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот
выбор.
|
Научно-методическое обоснование
|
Существенное значение в
концептуальном плане для реализации программы РИП имеют следующие
теоретические положения:
·
Концепции социализации личности
ребенка (Л.С.Выготский, Н.Ф.Голованова, А.В.Мудрик, Д.И. Фельдштейн,
С.А.Козлова);
·
Исследования роли культуры как
методологической основы воспитательного процесса (Е.В.Бондаревская, М.С.
Каган, Н.Б. Крылова, Н.Е.Щуркова, Е. Л. Ямбург);
·
Исследования роли активности и
деятельности в становлении и развитии личности (К.А.Абульханова-Славская,
А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн);
·
Социологические, психологические,
педагогические исследования сущности социальной активности личности
(А.Г.Асмолов, Г.М.Андреева, Е.А.Ануфриев, В.Г.Мордкович);
·
Концепция гуманного,
личностно-ориентированного педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили,
Н.Е.Щуркова, Е.В.Бондаревская, Л.М.Кларина);
·
Концепция развития ребенка как
субъекта детских видов деятельности (А.Г.Гогоберидзе, М.В. Крулехт,
О.В.Дыбина, Т.И.Бабаева, О.В.Солнцева);
·
Концепция построения развивающей среды
дошкольных учреждений (Новоселова
С.Л., В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, Р.Б.
Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев).
|
Практическая значимость
|
Предложенная система:
|
Цель инновационной деятельности
|
Создание целостной системы формирования
основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста через освоение
ими различных культурных практик.
|
Задачи
|
1. Выявить и апробировать наиболее эффективные культурные практики способствующие
формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
2. Организовать работу по повышению профессиональной
компетенции педагогов в вопросах формирования основ безопасного поведения у
детей дошкольного возраста на основе культурных практик.
3. Разработать и апробировать систему формирования основ безопасного поведения у
детей дошкольного возраста на основе культурных практик.
4. Разработать диагностический инструментарий, определяющий основные критерии эффективности системы организационно-педагогических условий формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста. |
Оценка результативности РИП
|
Главными критериями
результативности инновационной деятельности являются такие целевые ориентиры
(ФГОС ДО п.4.6): «обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором он живет; ребенок способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; ребенок
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения», показателями которых выступают:
1.
Индивидуальный прогресс в развитии ребенка, отражающий компетентность
ребенка в вопросах безопасности жизнедеятельности
2.
Снижение показателей дорожных происшествий,
несчастных случаев, бытового травматизма и т.п. с участием детей.
3.
Наличие в ДОО системы формирования основ безопасного поведения у
детей дошкольного возраста на основе использования культурных практик по
следующим направлениям:
·
Программно-методическое обеспечение деятельности образовательной
организации по вопросам формирования основ безопасного поведения.
·
Система сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам формирования основ безопасного
поведения (по направлениям: педагогический мониторинг, педагогическая
поддержка, педагогическое образование, педагогическое партнерство).
·
Диагностическое обеспечение оценки эффективности формирования основ
безопасного поведения (критерии и уровни овладения не только содержанием, но
и формирование практических навыков, осознанного отношения к собственной
безопасности; методы сбора и анализа
информации и т.п.).
·
Система работы по повышению профессиональной компетенции педагогов в
вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного
возраста на основе культурных практик.
В качестве диагностических
методик изучения могут быть
использованы:
|
Этапы и сроки РИП
|
Организация инновационной деятельности предполагает
три этапа.
На первом организационно-диагностическом этапе (2017-2018 гг.) должны быть проанализированы: нормативно-правовая база,
культурологическая, историческая, психолого-педагогическая, социологическая,
методическая литература по теме исследования; изучены подходы к формированию
основ безопасного
поведения на основе культурных практик
в современных условиях; разработаны критерии
эффективности системы по
формированию основ безопасного поведения;
разработаны документы по научно-методическому обеспечению
инновационной деятельности ДОО.
Индикаторами успешности
первого этапа могут быть:
На втором опытно-экспериментальном этапе (2019-2021 гг.) необходимо
организовать работу по повышению профессиональной компетенции
педагогов в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей
дошкольного возраста на основе культурных практик (проведение практических
семинаров, педагогических чтений, публичных слушаний по теме инновационной
деятельности); разработать и апробировать систему формирования основ безопасного поведения у
детей дошкольного возраста.
Индикаторами успешности
второго этапа могут быть:
·
наличие программы методического сопровождения по формированию
основ безопасного поведения;
·
наличие программно-методического обеспечения деятельности образовательной
организации по вопросам формирования основ безопасного поведения
«Безопасность современного ребенка»;
·
наличие модели социального партнерства
ДОО с социальными институтами по вопросам обеспечения безопасности
дошкольников;
·
наличие программы сотрудничества с
семьями воспитанников по вопросам
формирования основ безопасного поведения;
·
наличие публикаций методических
материалов из опыта работы по теме инновационной деятельности.
На третьем обобщающем этапе (2021-2022
гг.) должны быть обобщены и оформлены полученные результаты инновационной
работы, внесены необходимые коррективы, изданы методические пособия,
проведены семинары, подводящие итоги инновационной работы.
Индикаторами успешности
третьего этапа могут быть:
·
созданная и успешно функционирующая в ДОО система
формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста через
включенность в различные культурные практики;
·
компетентность ребенка в вопросах безопасности
жизнедеятельности;
·
снижение показателей дорожных
происшествий, несчастных случаев, бытового травматизма и т.п. с участием
детей;
·
сформированная профессиональная компетентность
педагогов в вопросах формирования;
·
наличие публикаций, обобщенного опыта работы, отражающих результаты инновационной
деятельности.
|
Состав участников инновационной
деятельности
|
Педагогический коллектив ДОУ
Воспитанники ДОУ
Семьи воспитанников
Социальные партнеры
|
Форма представления результатов инновационной
деятельности для массовой практики
|
Публикации тезисов,
докладов, научно-методических статей по вопросам:
·
исследования ключевых проблем формирования основ
безопасного поведения детей дошкольного возраста в современном мире;
·
культурных практик, способствующих формированию
безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Публикации методических рекомендаций
по основным позициям создания системы:
·
программно-методическое обеспечение деятельности образовательной
организации по вопросам формирования основ безопасного поведения;
·
система сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам формирования основ безопасного
поведения;
·
диагностическое обеспечение оценки эффективности формирования основ
безопасного поведения (критерии и уровни овладения не только содержанием, но
и формирование практических навыков, осознанного отношения к собственной
безопасности; методы сбора и анализа
информации и т.п.);
·
система работы по повышению профессиональной компетенции педагогов в
вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного
возраста на основе культурных практик.
Обобщение
результатов РИП и представление опыта работы
педагогов в инновационном режиме в банк данных передового педагогического
опыта.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий